У нас в Азербайджане,да и не только у нас празднуют такой праздник как Новруз....дни-20-21 марта...Так что для тех,у кого в стране его празднуют этв темка)Поздравляю всех)
Новруз идет)
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться22008-03-19 09:55:56
А вот и статейка о Новрузе:
О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением".
Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-голю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни, без которого не принято встречать Новруз.
ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ "НОВРУЗА"
Как мы уже отметили, Новруз начинается с очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным.
Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты.
Новруз учит доброте. Доброта является самым главным атрибутом Новруза. Не к этому ли ведет "Авеста", не этому нас учат Коран и Библия? Зло можно победить не в одиночку и не Злом, а вместе и Добротой. Вот чему учит нас Новруз и его традиции.
Хотелось бы обратить внимание вот на какую еще особенность- На различных праздниках многие народы используют растения при ритуалах: майское дерево у немцев, англичан, шведов; новогодняя елка у многих европейских народов; береза - в некоторых обрядах славян и др.
Однако, в отличие от них, обряд сямяни заключается в проращивании растения и имеет под собой более высоконравственную и глубокую философскую концепцию:
участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой. Народ, в основе психологии которого лежит выращивание "сямяни", не может быть разрушителем, демоном. И пока народ празднует новруз и выращивает "сямяни", он остается Добрым.
Не подлежит сомнению, что любой праздник, ритуал, идущий из древности, неразрывно связан с психологией народа, его неосознанными и осознанными желаниями, отражает его мировоззрение. Народ, который 6 недель перед Новым годом посвящает только очищению своей Души, своих Помыслов, своей Духовной и физической сущности, никогда по своей воле не возьмет в руки оружие. Народ, который в течение 6 недель вместе со всеми своими детьми, где бы не находился, как бы погружается в Доброту, входит как бы в контакт с Добрым началом в космосе, обязательно несет в себе непобедимый созидательный заряд вселенной.
Не зря в эти дни отступают различные болезни и почти никто не болеет
.
РИТУАЛЬНАЯ КУХНЯ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ НОВРУЗА
Основатели праздника Новруз и огнепоклонники, как известно, относятся к пище с великим почтением.
Особо почетными блюдами в дни празднования Нов-руза являются блюда из сямяни, посвященные великому Духу Доброты с надеждой (нийят) и как подарок (нязир).
В праздник Новруз обязательно подают на стол крашеные вареные яйца. Куриное яйцо используют на многих праздниках разных народов. И почти во всех космогонических мифах народов яйцо обозначает первооснову жизни, переход от неживого к живому, оно - символ плодородия. Считается, что если бесплодная женщина в период праздника Новруз увидит во сне яйцо, то непременно забеременеет.
На праздничный стол в обязательном порядке ставят семь предметов, названия которых начинаются с буквы "с". Например, "сямяни", "су" - вода, "суджух" (национальные сладости), "сянгяк" (национальный вид хлеба), "сыйыг" (национальное блю
до), "сюд" - молоко, "сюзма" (концентрированный кисломолочный продукт). Можно и другое, необязательно съедобное. На стол нельзя подавать в день Новруза исключительно кислое и горькое. Число "7" в Новрузе повторяется несколько раз и считается священным. Скорее всего святость числа "7" связана с древней верой азербайджанцев в "аг ишыг" (белый свет), где свет считался божеством. Жрецы белого света не раз наблюдали, как при определенных условиях их божество раскрывалось в "7" цветах, и они обожествляли это число. Последующие наблюдения в природе показали, что и звук состоит из "7" основных частей, что также более укрепило позиции числа "7".
Таким образом, в праздник необходимо учитывать благоприятное воздействие семерки.
Еще один обязательный продукт на столе у азербайджанцев, проживающих на побережье, во время праздника "Новруз" - рыба сорта "зияд" или хотя бы один ее кусочек. Это дань уважения народа к своему "хлебу" - рыбе, к своей судьбе и кормилице, т.е. дань уважения морю.
Обязательно повсеместно на стол подают плов, чаще "сюдлу плов", т.е. молочный плов. Рис "сядри", "ханский", "аггылчыг", "гарагылчыг" и другие сорта часто используют во время приготовления того или иного вида плова.
Интересно- что в каждый вторник перед Новрузом подавали различные виды плова.
В первый вторник - "туршуговурма" и "парговурма".
Во второй - пливы с бобовыми, фасолью, чечевицей.
В третьей - пловы с зеленью, "сябзиговурма плов", "ппоюдплов", "гырхбугум плов" и др.
В четвертый вторник и в день Новруза готовятся сладкие пловы.
Главное правило - при Новрузе необходимо подавать па стол как можно больше сладкого. В этом отношении Новруз раскрывает кулинарные способности каждой хозяйки. В городах и деревнях готовят ореховую пахлаву -это слоеные сладости из грецких орехов, фундука. В Ше-ки подают пахлаву из ажурных паутинок, приготовленных из рисовой муки. На столе обычно присутствуют такие сладости, как ногул, дюма, ширин гогал, кека, гатлама, шакяр-бура, шакяр-чурек, рахат лукум, фундук и грецкие орехи, а также гах (сушеные фрукты).
В этот праздник обильно используются на столе орехи, миндаль, фисташки и фундук. Их используют в составе сладостей, блюд, а также подают целиком. Очень любят, особенно дети, есть "царское блюдо", грецкие орехи с сахарным песком. Об этом мы знаем и из старых книг, в которых описывается, как персидские цари в праздничное утро ели также "чистый сахар со свежими очищенными грецкими орехами". На стол подаются и замороженные плоды. На то, как в Азербайджане издревле умели замораживать и доставлять замороженные фрукты, указывают рецепты изготовления мороженого, умение получать низкие температуры с помощью льдосолевой смеси и др. способами.
Все это изобилие предназначалось не только для собственного пользования. Из них готовят "хончу": на поднос в середину ставят сямяни, по краям крашенные яйца, рассыпают фундук, грецкие орехи, изюм, сухие фрукты, различные сладости.
В начале праздника с хончой идут на могилы родных, поминать павших на войне шехидов. Кроме того, хонча преподается тем, кто приехал издалека и не успел обжиться на новом месте, кто не закрепился в новой деревне, а также бедным, бездетным, инвалидам, старым... И только после этого хончу отправляют своим собственным родителям, близким, соседям. Кроме того, хончу дарят и как подарок - "пай" (угощения, только без сямяни).
Получив хончу и пай, блюдо пустым не возвращают. В ответ обычно шлют свои угощения. Уходящего из дома не выпускают без одаривания сладостями, конфетами, орехами.
В праздник сладостей и угощений готовят впрок не только для семьи и приглашенных. В праздник любой прохожий может зайти в любой дом, даже если он ему незнаком, и сесть за стол вместе со 1^семи. Ему будут только рады. В разгар торжества вдруг слышен стук в дверь. Выходишь - никого пет, только перед дверью лежит шапка или шаль. Этот обряд называется "папаг атмаг" (кинуть папаху), "шал атмаг" (кинуть шаль). В шапку или шаль нужно класть сладости, крашенные яйца, орехи, деньги, подарки. Ни в коем случае нельзя оставлять их пустыми. И за ночь это повторяется не один раз. В деревнях, кроме того, через окно или световой проем в крыше, бросают в дом пустой мешок (суму) на веревке, который также не принято возвращать пустым. Через некоторое время приходит "Коса" с песнопениями и просит свой "пай". Могут зайти во двор и ряженые (мальчики в женской одежде) и требовать дань. Всех их нужно одаривать сладостями и добрыми словами.
В это время часто устраиваются "свадьбы доброты" -женят влюбленных сирот, расходы в свою очередь за счет односельчан. Смысл этих обрядов состоит в том, что человек в Новом году обещает жить в добре и согласии с окружающими, будет делиться с ними хлебом и солью, очагом, помогать нуждающимся от всего сердца, при этом зная, что и к нему в любое время придут на помощь, что добро в мире не пропадает, что оно всегда возвращается.
Главный напиток в эти дни - разноцветные шербеты к пловам и другим блюдам, и, конечно же, чай, который пришел на эту землю по Великому шелковому пути, о чем упоминается уже в книгах IX века.
Таким образом, праздник "Новруз" в духовном смысле - это символ доброты. Ее воплощение - "сямяни", проросшие зерна пшеницы. "Новруз" - это праздник плодородия, очищения, призывает творить добро (в поступках, мыслях и мечтах).
КУХНЯ: ПОВЕРЬЯ И ГАДАНИЯ
В "Новруз" пища служит не только в целях еды. На ней еще и гадают, совершают обычные обряды. О сямяни, на котором гадают о будущем урожае, мы уже говорили. С ее же помощью производят обряд очищения над бесплодными женщинами. Чаршанбы (среды) в период праздника считают вещими.
В праздничные дни девушки пекут специальную "дузлу кека" (соленый хлебец), который представляет собой маленький хлеб (около 50 гр.) из сильно соленого теста. Перед сном съедают хлебец и при этом не пьют воду. Подавший воду во сне, и считается суженым, так считают в народе.
Испокон веков после приготовления сямяпи обязательно загадывали желания. Если остывшее сямяни было сладким, оно считается принятым судьбой и желание исполнялось, если же горчило (это происходит от того, что на сильном огне оно иногда подгорает) не ] принималось. В хончу, оставшейся вместе с сямяни в доме, обязательно ставили муку в посуде.
Устав от игр, танцев и песнопений, женщины под утро засыпали. Проснувшись и найдя в муке следы пятерни рук или углубление в середине, радовались добрым знакам свыше.
Девушки пели вокруг сямяни и просили предостеречь их от бед и жизненных невзгод: "Сямяни, сахла мяни. Илда гегярдарам сяни". (Сямяни, сохрани меня, И я ежегодно буду растить тебя).
В последний вторник месяца на подоконник сарая ставится одно яйцо и два карандаша: красный и черный. Утром необходимо проверить: если на яйце след от красного карандаша, значит человек будет счастлив, а если от черного -то наоборот. В последний вторник обычно едят яблоки, подсчитывают семена. Если положить 10 яблок под подушку, то во сне к вам явится суженая.
Мы привели всего лишь несколько поверий, связанных с пищевыми продуктами в "Новруз"е. Все вторники в празднике вещие, особенно последний; а во сне человек видит то, что у него в подсознании, и поэтому нужно поверить в добро до конца, тогда и будет сниться и сбываться только доброе.
Поделиться42022-07-31 23:21:22
casino siteleri
Поделиться52022-08-28 05:41:25
Месяц назад , нужно было заказать Печати . По совету знакомых по работе которые уже пользовались услугами фирмы
pechatia.ru решил и я к ним обратится.
Сразу скажу ребята своё дело знают крепко.
Стоимость вышла та, что и обговаривали перед работами, я остался очень доволен и теперь всем их рекомендую, да и в целом, цены в печатнике божеские. Вообщем, рекомендую!
Поделиться62022-09-02 17:13:39
slot siteleri
Поделиться72023-06-23 09:21:10
I was recommended this blog by my cousin. I'm not sure whether this post is written by him as nobody else know such detailed about my problem. You are wonderful! Thanks!
Поделиться82023-09-20 21:32:17
Spgneler
Spengler
Spengler
Spengler
Spengler