Чармы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чармы » Болталка :) » Новруз идет)


Новруз идет)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

У нас в Азербайджане,да и не только у нас празднуют такой праздник как Новруз....дни-20-21 марта...Так что для тех,у кого в стране его празднуют этв темка)Поздравляю всех)

0

2

А вот и статейка о Новрузе:

О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением".

Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Новруз-голю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.

Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни, без которого не принято встречать Новруз.

ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ "НОВРУЗА"
Как мы уже отметили, Новруз начинается с очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным.

Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты.

Новруз учит доброте. Доброта является самым главным атрибутом Новруза. Не к этому ли ведет "Авеста", не этому нас учат Коран и Библия? Зло можно победить не в одиночку и не Злом, а вместе и Добротой. Вот чему учит нас Новруз и его традиции.

Хотелось бы обратить внимание вот на какую еще особенность- На различных праздниках многие народы используют растения при ритуалах: майское дерево у немцев, англичан, шведов; новогодняя елка у многих европейских народов; береза - в некоторых обрядах славян и др.

Однако, в отличие от них, обряд сямяни заключается в проращивании растения и имеет под собой более высоконравственную и глубокую философскую концепцию:
участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой. Народ, в основе психологии которого лежит выращивание "сямяни", не может быть разрушителем, демоном. И пока народ празднует новруз и выращивает "сямяни", он остается Добрым.

Не подлежит сомнению, что любой праздник, ритуал, идущий из древности, неразрывно связан с психологией народа, его неосознанными и осознанными желаниями, отражает его мировоззрение. Народ, который 6 недель перед Новым годом посвящает только очищению своей Души, своих Помыслов, своей Духовной и физической сущности, никогда по своей воле не возьмет в руки оружие. Народ, который в течение 6 недель вместе со всеми своими детьми, где бы не находился, как бы погружается в Доброту, входит как бы в контакт с Добрым началом в космосе, обязательно несет в себе непобедимый созидательный заряд вселенной.
Не зря в эти дни отступают различные болезни и почти никто не болеет
.

РИТУАЛЬНАЯ КУХНЯ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ВО ВРЕМЯ НОВРУЗА
Основатели праздника Новруз и огнепоклонники, как известно, относятся к пище с великим почтением.

Особо почетными блюдами в дни празднования Нов-руза являются блюда из сямяни, посвященные великому Духу Доброты с надеждой (нийят) и как подарок (нязир).
В праздник Новруз обязательно подают на стол крашеные вареные яйца. Куриное яйцо используют на многих праздниках разных народов. И почти во всех космогонических мифах народов яйцо обозначает первооснову жизни, переход от неживого к живому, оно - символ плодородия. Считается, что если бесплодная женщина   в   период праздника Новруз увидит во сне яйцо, то непременно забеременеет.

На праздничный стол в обязательном порядке ставят семь предметов, названия которых начинаются с буквы "с". Например,   "сямяни", "су" - вода, "суджух" (национальные   сладости), "сянгяк" (национальный вид хлеба), "сыйыг" (национальное блю
до), "сюд" - молоко, "сюзма" (концентрированный кисломолочный продукт). Можно и другое, необязательно съедобное. На стол нельзя подавать в день Новруза исключительно кислое и горькое. Число "7" в Новрузе повторяется несколько раз и считается священным. Скорее всего святость числа "7" связана с древней верой азербайджанцев в "аг ишыг" (белый свет), где свет считался божеством. Жрецы белого света не раз наблюдали, как при определенных условиях их божество раскрывалось в "7" цветах, и они обожествляли это число. Последующие наблюдения в природе показали, что и звук состоит из "7" основных частей, что также более укрепило позиции числа "7".
Таким образом, в праздник необходимо учитывать благоприятное воздействие семерки.
Еще один обязательный продукт на столе у азербайджанцев, проживающих на побережье, во время праздника "Новруз" - рыба сорта "зияд" или хотя бы один ее кусочек. Это дань уважения народа к своему "хлебу" - рыбе, к своей судьбе и кормилице, т.е. дань уважения морю.

Обязательно повсеместно на стол подают плов, чаще "сюдлу плов", т.е. молочный плов. Рис "сядри", "ханский", "аггылчыг", "гарагылчыг" и другие сорта часто используют во время приготовления того или иного вида плова.

Интересно- что в каждый вторник перед Новрузом подавали различные виды плова.
В первый вторник - "туршуговурма" и "парговурма".
Во второй - пливы с бобовыми, фасолью, чечевицей.
В третьей - пловы с зеленью, "сябзиговурма плов", "ппоюдплов", "гырхбугум плов" и др.
В четвертый вторник и в день Новруза готовятся сладкие пловы.

Главное правило - при Новрузе необходимо подавать па стол как можно больше сладкого. В этом отношении Новруз раскрывает кулинарные способности каждой хозяйки. В городах и деревнях готовят ореховую пахлаву -это слоеные сладости из грецких орехов, фундука. В Ше-ки подают пахлаву из ажурных паутинок, приготовленных из рисовой муки. На столе обычно присутствуют такие сладости, как ногул, дюма, ширин гогал, кека, гатлама, шакяр-бура, шакяр-чурек, рахат лукум, фундук и грецкие орехи, а также гах (сушеные фрукты).

В этот праздник обильно используются на столе орехи, миндаль, фисташки и фундук. Их используют в составе сладостей, блюд, а также подают целиком. Очень любят, особенно дети, есть "царское блюдо", грецкие орехи с сахарным песком. Об этом мы знаем и из старых книг, в которых описывается, как персидские цари в праздничное утро ели также "чистый сахар со свежими очищенными грецкими орехами". На стол подаются и замороженные плоды. На то, как в Азербайджане издревле умели замораживать и доставлять замороженные фрукты, указывают рецепты изготовления мороженого, умение получать низкие температуры с помощью льдосолевой смеси и др. способами.

Все это изобилие предназначалось не только для собственного пользования. Из них готовят "хончу": на поднос в середину ставят сямяни, по краям крашенные яйца, рассыпают фундук, грецкие орехи, изюм, сухие фрукты, различные сладости.
В начале праздника с хончой идут на могилы родных, поминать павших на войне шехидов. Кроме того, хонча  преподается тем, кто приехал издалека и не успел обжиться на новом месте, кто не закрепился в новой деревне, а также бедным, бездетным, инвалидам, старым... И только после этого хончу отправляют своим собственным родителям, близким, соседям. Кроме того, хончу дарят и как подарок - "пай" (угощения, только без сямяни).

Получив хончу и пай, блюдо пустым не возвращают. В ответ обычно шлют свои угощения. Уходящего из дома не выпускают без одаривания сладостями, конфетами, орехами.

В праздник сладостей и угощений готовят впрок не только для семьи и приглашенных. В праздник любой прохожий может зайти в любой дом, даже если он ему незнаком, и сесть за стол вместе со 1^семи. Ему будут только рады. В разгар торжества вдруг слышен стук в дверь. Выходишь - никого пет, только перед дверью лежит шапка или шаль. Этот обряд называется "папаг атмаг" (кинуть папаху), "шал атмаг" (кинуть шаль). В шапку или шаль нужно класть сладости, крашенные яйца, орехи, деньги, подарки. Ни в коем случае нельзя оставлять их пустыми. И за ночь это повторяется не один раз. В деревнях, кроме того, через окно или световой проем в крыше, бросают в дом пустой мешок (суму) на веревке, который также не принято возвращать пустым. Через некоторое время приходит "Коса" с песнопениями и просит свой "пай". Могут зайти во двор и ряженые (мальчики в женской одежде) и требовать дань. Всех их нужно одаривать сладостями и добрыми словами.

В это время часто устраиваются "свадьбы доброты" -женят влюбленных сирот, расходы в свою очередь за счет односельчан. Смысл этих обрядов состоит в том, что человек в Новом году обещает жить в добре и согласии с окружающими, будет делиться с ними хлебом и солью, очагом, помогать нуждающимся от всего сердца, при этом зная, что и к нему в любое время придут на помощь, что добро в мире не пропадает, что оно всегда возвращается.

Главный напиток в эти дни - разноцветные шербеты к пловам и другим блюдам, и, конечно же, чай, который пришел на эту землю по Великому шелковому пути, о чем упоминается уже в книгах IX века.

Таким образом, праздник "Новруз" в духовном смысле - это символ доброты. Ее воплощение - "сямяни", проросшие зерна пшеницы. "Новруз" - это праздник плодородия, очищения, призывает творить добро (в поступках, мыслях и мечтах).

КУХНЯ: ПОВЕРЬЯ И ГАДАНИЯ
В "Новруз" пища служит не только в целях еды. На ней еще и гадают, совершают обычные обряды. О сямяни, на котором гадают о будущем урожае, мы уже говорили. С ее же помощью производят обряд очищения над бесплодными женщинами. Чаршанбы (среды) в период праздника считают вещими.

В праздничные дни девушки пекут специальную "дузлу кека" (соленый хлебец), который представляет собой маленький хлеб (около 50 гр.) из сильно соленого теста. Перед сном съедают хлебец и при этом не пьют воду. Подавший воду во сне, и считается суженым, так считают в народе.

Испокон веков после приготовления сямяпи обязательно загадывали желания. Если остывшее сямяни было сладким, оно считается принятым судьбой и желание исполнялось, если же горчило (это происходит от того, что на сильном огне оно иногда подгорает) не ] принималось. В хончу, оставшейся вместе с сямяни в доме, обязательно ставили муку в посуде.

Устав от игр, танцев и песнопений, женщины под утро засыпали. Проснувшись и найдя в муке следы пятерни рук или углубление в середине, радовались   добрым знакам свыше.
Девушки пели вокруг сямяни и просили предостеречь их от бед и жизненных невзгод: "Сямяни, сахла мяни. Илда гегярдарам сяни". (Сямяни, сохрани меня, И я ежегодно буду растить тебя).

В последний вторник месяца на подоконник сарая ставится одно яйцо и два карандаша: красный и черный. Утром необходимо проверить: если на яйце след от красного карандаша, значит человек будет счастлив, а если от черного -то наоборот. В последний вторник обычно едят яблоки, подсчитывают семена. Если положить 10 яблок под подушку, то во сне к вам явится суженая.

Мы привели всего лишь несколько поверий, связанных с пищевыми продуктами в "Новруз"е. Все вторники в празднике вещие, особенно последний; а во сне человек видит то, что у него в подсознании, и поэтому нужно поверить в добро до конца, тогда и будет сниться и сбываться только доброе.

0

3

Вот фотки

0


Вы здесь » Чармы » Болталка :) » Новруз идет)